“Сколько прибыли я буду получать?” Это главный вопрос, который возникает в голове у человека, который задумывается о покупке франшизы. И финансовая модель — это первое, что хочет увидеть потенциальный бизнесмен.
Какие цифры нужно отобразить в финмодели? Откуда их взять? Когда показать финмодель франчайзи? Давайте поговорим об этом подробнее.
Содержание:
Что такое финансовый план простыми словами
Сколько месяцев отражать в финансовой модели
Основная характеристика финансовой модели франшизы
Структура финмодели — что отразить в таблице
Адаптивная финмодель — что это такое
Вторая финмодель — для франчайзера
Что такое финансовый план простыми словами
Любой начинающий бизнесмен, который ответственно подходит к выбору франшизы, захочет ознакомиться с финансовыми показателями.
Скорее всего, потенциальный франчайзи предварительно увидит примерную прибыль в вашей презентации на лендинге или в каталоге франшиз. То есть прочитает о доходности франшизы в открытых источниках. Но ему будет недостаточно фразы “Вы будете зарабатывать 300 тысяч в месяц”.
Поэтому у вас обязательно должна быть финансовая модель для франчайзи.
Финансовая модель или финансовый план — это таблица, которая показывает экономическую эффективность франшизы. В ней указаны планируемые доходы и расходы, которые относятся к деятельности. Все данные должны быть обоснованы и базироваться на реальных цифрах.
Сколько месяцев отражать в финансовой модели?
Временной диапазон показателей зависит от окупаемости проекта. Например, у вас кафе и срок окупаемости по нему 1,5 года. Финансовая модель должна отображать как минимум 2 года, чтобы показать выход компании из окупаемости на регулярное получение прибыли.
Мы рекомендуем показывать деятельность как минимум на год (12 месяцев), даже если окупаемость проекта 3 месяца. Так потенциальный партнер сможет более углубленно вникнуть в бизнес-модель.
Основная характеристика финансовой модели
Данные должны быть простыми для восприятия и понятными. Нужно, чтобы потенциальный франчайзи моментально мог разобраться, откуда будут приходить деньги, сколько товаров нужно продать в месяц или сколько услуг оказать, какие расходы он будет оплачивать и т.д. Почему это важно?
Во-первых, вы сможете избежать кучу вопросов. Если модель будет сложной, то франчайзи запутается, и вам придется разъяснять каждую строку расхода и дохода. Зачем тогда вообще нужна финмодель, если вы потратите время и все равно объясните все устно?
Во-вторых, потенциальный партнер может испугаться сложной таблицы. Он может подумать, что этот бизнес для него слишком сложный, ведь он не может разобраться даже в простой (по вашим словам) табличке. Не надо заранее пугать людей, поэтому старайтесь представить модель в максимально упрощенном варианте. Когда франчайзи на практике столкнется со всеми цифрами и будет изучать свои экономические показатели в CRM — вот тогда он сам погрузится в сложный мир цифр. А изначально это должна быть простая удобная таблица.
Ну и в-третьих, потенциальный франчайзи может подумать, что вы не умеете доносить информацию. Это значит, что все остальные документы и бизнес-процессы будут такие же запутанные, и в них будет сложно разобраться. А тем более, вести по ним бизнес. Опять-таки, человек может испугаться и купить франшизу у другой компании, где ему все объяснили простыми словами. Причем это может случиться, даже если та франшиза в остальном будет немного хуже вашей.
Структура — что отразить в финансовой модели?
Чаще всего финмодель направляется потенциальному франчайзи после первого телефонного разговора.
Это нужно для того, чтобы человек сразу мог ознакомиться с данными и нарисовать в голове примерную картину развития своей компании. Финансовая модель поможет ему понять, на какие доходы он может рассчитывать, какая финансовая подушка понадобится ему на первое время, как распределить инвестиции и т.д.
Чем больше финансовых показателей выявит для себя франчайзи, тем проще будет на моменте запуска проекта.
Итак, что же следует отобразить в финансовой модели?
- Инвестиции (вложения) на открытие компании. Для запуска франшизы партнеру потребуется начальный капитал. Для этого в финансовой модели должна быть смета на открытие с разделением по категориям: аренда помещения, ремонт помещения, закупка оборудования, покупка кассы, реклама и т.д. То есть все расходы, с которыми ваш партнер столкнется на этапе открытия своей компании. Сюда же относится паушальный взнос. Не нужно пытаться прописать каждый гвоздик в финмодели. Возьмите обобщенные категории, в смете этого будет достаточно. Совет — если запуск проекта занимает больше месяца, разделите расходы по неделям. Это очень помогает грамотно распределить бюджет.
- Доходная часть. Здесь следует отразить доходы по месяцам и категориям бизнеса. Изучая доходы компании, франчайзи должен заметить, как будет расти его выручка, как сезонность влияет на доход, как можно регулировать цены в зависимости от месяца и т.д.
- Расходная часть. В этом блоке будут отражены все расходы, с которыми столкнется франчайзи. Расходы могут быть постоянные (аренда, коммунальные платежи, реклама и т.п.) и переменные (зарплата сотрудников, расходники и т.п.). Сюда же входит роялти.
- Рентабельность бизнеса. В этом блоке отражается расчет чистой прибыли компании.
- Окупаемость бизнеса. Один из самых важных моментов. В этом блоке собираются воедино все показатели и происходит расчет выхода на прибыль компании франчайзи.
Адаптивность финансовой модели — что это такое?
В результате изучения финмодели потенциальный франчайзи получает простую картину прибыльности бизнеса. Однако, какие показатели будут в городе партнера? Все мы понимаем, что одна финансовая модель не будет работать одинаково для всех городов.
В этом случае необходимо создать адаптивную финмодель. Что это значит?
Изначально вы создаете финансовый план на основе своих реальных данных, которые работали в вашем городе. После того, как вы сформировали финмодель для своего города, следует проверить каждую строку на адаптивность.
Подумайте, какие показатели будут действовать одинаково во всех городах, а какие будут изменяться?
Самый простой пример — аренда помещения. Безусловно, в каждом городе стоимость за квадратный метр может значительно отличаться. Кроме того, площадь помещения также может быть разной.
Поэтому необходимо создать небольшую форму для заполнения, куда франчайзи будет вносить свои адаптируемые данные.
Франчайзи заполняет площадь своего помещения и стоимость квадратного метра. После этого формула сделает перерасчет и вставит в финмодель данные, которые актуальны для города партнера.
При этом франчайзи может это делать непосредственно в процессе поиска помещения. Например, он смотрит объявления о сдаче помещений в аренду на Avito или Beboss, и сразу вносит данные в таблицу. Таким образом, еще на этапе поиска можно понять, подходит это помещение или нет.
Таких данных может быть очень много, но не следует слишком увлекаться формулами. Некоторые начинают играть в угадайку, пытаясь предугадать изменения цифр в зависимости от города. Кто-то настолько увлекается, что начинает видеть связь показателей там, где ее на самом деле нет.
Чтобы не испортить финмодель, выберите только показатели, которые могут сильно изменить цифры в финмодели. Все мы понимаем, что по итогу это лишь финансовый план, на него можно ориентироваться, но реальность наверняка скорректирует показатели.
Вторая финмодель — для франчайзера
Финансовая модель для франчайзи показывает доходы и расходы, с которыми столкнется ваш партнер в ходе деятельности по франшизе.
Но, запуск франшизы, ее продажа, сопровождение партнеров — все это вам тоже нужно учесть. Ведь это доходы и расходы, с которыми столкнетесь вы в ходе франчайзинговой деятельности.
Что следует включить в финмодель франчайзера:
Таким образом, вы будете понимать экономическую составляющую франшизы для своей компании и сможете разработать грамотную стратегию продаж франшизы и сопровождения уже имеющихся партнеров.
Остались вопросы?
Свяжитесь со мной, и я помогу разобраться в проблеме!
Для связи воспользуйтесь одним из следующих контактов: