1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (11 оценок, среднее: 4,73 из 5)
Загрузка...
franshiza-bez-tovarnogo-znaka

Франшиза без товарного знака — миф или реальность

Многие предприниматели не задумываются, насколько важно зарегистрировать товарный знак. Конечно, если человек является владельцем одной лавки по ремонту обуви, то можно назвать ее просто и понятно — «Ремонт обуви». И этого будет достаточно.

Но, раз вы читаете эту статью, значит нацелены развивать свою франчайзинговую сеть и бренд в целом, поэтому необходимо своевременно запатентовать товарный знак. Это важно.

В этой статье мы расскажем, на что влияет товарный знак и как действовать правильно, чтобы не потерять свой бренд.

Содержание:

Что такое товарный знак — простыми словами

ТОП-3 преимуществ регистрации товарного знака и при чем тут франшиза?

Как заключить договор франшизы без товарного знака, не испортить репутацию и не лишиться бренда?

Что делать, когда наконец-то зарегистрирован товарный знак?

Что такое товарный знак?

Если говорить простыми словами, товарный знак — это обозначение вашей компании, то, что помогает отличить вас от конкурентов. Возможно, вы слышали также названия торговая марка, товарная марка — все это одно и то же.

Например, говоря о фастфуде и желтой букве М, что сразу приходит вам в голову? Конечно, это McDonald’s. Мы моментально представляем этот красно-желтый дизайн, в памяти всплывают названия Биг Тейсти, Хэппи Милл и т.д. Таким образом, всего одна буква определенного цвета является символом огромной сети заведений.

Чаще всего компания владеет одним товарным знаком и это логотип бренда. Выглядеть он может по-разному — в виде изображения, названия компании, изображения и названия компании, даже в виде крылатой фразы вашего бренда.

Однако, помимо логотипа, вы можете запатентовать все, что считаете уникальным в вашей компании:

  • авторский рецепт из меню;
  • джингл (например, Windows зарегистрировали всем нам знакомый звук при входе в операционную систему);
  • определенную кодировку цвета, которую больше никто не сможет использовать в своих логотипах;
  • и т.д.

Главное в товарном знаке — это его уникальность, непохожесть на конкурентов, да и вообще на другие компании.

Например, посмотрите на изображение ниже.

tovarny-znak

Сколько логотипов на картинке вы узнали? Наверняка, большую часть. Об этом и речь: уникальный простой запоминающийся отличительный знак — очень важный момент в процессе популяризации вашего бренда.

Но, безусловно, узнаваемость — это не главное, для нужен товарный знак. Далее мы расскажем про юридические и финансовые моменты, на которые влияет товарный знак.

ТОП-3 преимуществ регистрации товарного знака и при чем тут франшиза?

Товарный знак — это не просто способ показать, что вас заботит внешний вид вашей компании и вы предусмотрительно наняли дизайнера и разработали логотип. На самом деле, это гораздо больше.

В первую очередь, товарный знак — это реальный способ защитить ваш бизнес. Так, пока вы не получили свидетельство о регистрации вашего товарного знака, его может использовать кто угодно.tovarny-znak-franshiza

Когда же вы являетесь официальным владельцем своей товарной марки, никто больше не может ее использовать без вашего официального разрешения (продажи прав через договор).

За неправомерное использование вашего товарного знака правонарушителю грозит штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Яркий пример — подделки продукции спортивных брендов Adidas, Nike, Reebok. Каждая из этих трех компаний-гигантов выиграла тысячи судебных разбирательств в свою пользу на сотни миллионов рублей.

Может возникнуть другой случай, когда кто-то из конкурентов может взять вашу отличительную символику и быстрее вас зарегистрировать в качестве своего товарного знака. Не очень честно, но так бывает. При этом конкурент может подать на вас в суд, и штраф будет грозить уже вам. К тому же, придется менять фирменный стиль или ту его часть, которую запатентовал конкурент.

franshiza-tovarny-znak

Во-вторых, вы можете использовать ваш товарный знак для увеличения прибыли. Для этого нужно обратиться в специализированную компанию, чтобы оценить стоимость вашего товарного знака. Затем его можно поставить на баланс и сделать нематериальным активом, тем самым увеличив стоимость компании.

Таким образом, вам будет проще привлечь новых партнеров и инвесторов, которые в свою очередь также способствуют повышению доходов компании. В итоге, вы получаете круговорот развития бизнеса и увеличения капитализации.

zachem-nuzhen-tovarny-znak

Помимо этого, при необходимости, вы сможете взять кредит под залог товарного знака. Только делать это, конечно, нужно крайне обдуманно. Ведь в случае невыплаты кредита вы рискуете потерять права на владение товарным знаком.

Ну и в-третьих, регистрация товарного знака нужна для того, чтобы заключить договор франчайзинга с партнером по франшизе (франчайзи). Так, если вы не зарегистрировали товарный знак, значит, у вас нет на него прав, и продавать его вы не можете. Поэтому, заключая договор франчайзинга (коммерческой концессии) без запатентованного товарного знака, вы ставите под угрозу не только свою компанию, но и компании ваших франчайзи, если вдруг окажется, что такой товарный знак уже кому-то принадлежит и вы не можете его использовать.

Кроме того, вы можете заключить договор с франчайзи, а партнер потом возьмет, да и запатентует товарный знак быстрее вас. И суд признает его правомерным владельцем вашей товарной марки, а вам придется менять фирменный стиль себе и всем оставшимся франчайзи. Как результат — испорченная репутация и серьезные финансовые траты. А у недобросовестного партнера, помимо вашего товарного знака, останутся еще и все знания и описанные бизнес-процессы, которые вы передали в ходе сотрудничества. Весьма печальная история может быть. Поэтому лучше перестраховаться как можно раньше, чтобы избежать неприятных последствий.

zachem-registrirovat-tovarny-znak

На самом деле, вы можете продать франшизу и начать сотрудничать с партнерами еще до получения свидетельства о регистрации товарного знака, но делать это нужно очень грамотно. Далее мы расскажем о нюансах данного способа взаимодействия сторон по франшизе.

Как заключить договор франшизы без товарного знака, не испортить репутацию и не лишиться бренда?

В первую очередь, следует отметить, что товарный знак все равно придется зарегистрировать и заключить с франчайзи официальный договор о передаче прав на пользование товарным знаком.

Наилучшим вариантом, если вы до сих пор не подали документы на регистрацию ТЗ, будет подать их в тот самый момент, когда вы начнете упаковку франшизы. Если уже начали, готовьте пакет на регистрацию ТЗ сразу после прочтения этой статьи. Чем быстрее, тем лучше.

Это связано с тем, что ждать придется долго, ведь процесс регистрации товарного знака может занять до 18,5 месяцев. И это при условии, что Роспатент в ходе экспертизы (она входит в процесс регистрации) не выявил каких-то нарушений, которые вам пришлось дополнительно обсуждать и прийти к общему решению с государственным органом.

Так что же делать? Ждать свидетельства о регистрации товарного знака? Но тогда вы можете попросту потратить ценные 1,5-2 года. За это время можно создать целую федеральную франчайзинговую сеть.

Есть запасной вариант развития событий. О нем и поговорим.

Вы можете заключить с франчайзи лицензионный договор. Данный вид договора, в отличие от ДКК, позволяет передать партнеру один конкретный объект интеллектуальной собственности (далее — ИС), а именно результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

Что это значит?

Во-первых, поскольку по лицензионному договору можно передать права только на один объект ИС, вам придется заключить с каждым партнером столько лицензионных договоров, сколько объектов ИС вы передаете.

Во-вторых, результат интеллектуальной деятельности, то есть ноу-хау (секрет производства) должен быть действительно уникальным. Попросту говоря, это должна быть информация, которую лицензиат (франчайзи) не сможет найти в открытых источниках. Тут все легко — прописываем четко наш опыт с конкретными полезными данными и можно с гордостью назвать это объектом интеллектуальной собственности.

В-третьих, что касается средства индивидуализации. По сути, это ваша отличительная символика, которую вы регистрируете в качестве товарного знака. Но, еще раз напомним, передавать товарный знак вы не можете, потому что он еще не зарегистрирован. 

Однако, можно передать право на пользование, например, логотипом. Называться это будет произведение дизайна. При этом, в случае чего, вы должны будете предоставить доказательства, что это произведение дизайна действительно ваша собственность. Это может быть договор с дизайнером и т.п.

Помимо произведения дизайна может быть передано, например, произведение литературы (брендбук), музыкальное произведение (джингл) и т.д.

Таким образом, вы можете заключить с франчайзи лицензионный договор в тот момент, когда еще не получили свидетельство о регистрации товарного знака. Так вы юридически подтвердите ваши взаимоотношения, защитите свой бизнес и сможете поддерживать репутацию на высоком уровне.

Вы зарегистрировали товарный знак — что дальше?

Итак, вы прошли этот долгий путь и держите в руках свидетельство о регистрации вашего товарного знака! Что же дальше?

Безусловно, нужно передать права на пользование товарным знаком всем имеющимся у вас франчайзи.

Есть два варианта, оба они заключаются в подписании договора. Вот только вид договора вы можете выбрать:

  • подписать с каждым партнером еще один лицензионный договор, где объектом ИС будет товарный знак;
  • объединить все объекты ИС в договоре коммерческой концессии, который будет охватывать все стороны взаимоотношений между вами и франчайзи.

Любой из этих договоров необходимо будет зарегистрировать в Роспатенте. Да, это стоит дополнительных денег и времени, но не в коем случае не пренебрегайте данным процессом. Обратиться в Роспатент нужно как минимум для того, чтобы обезопасить себя на случай спорных моментов между вами и франчайзи. В противном случае суд может признать договор недействительным, а вы рискуете оказаться в проигрышной ситуации и понести серьезные расходы.

По нашему опыту можем сказать, что лучше заключить с франчайзи договор коммерческой концессии, поскольку его непосредственная цель — это передача комплекса исключительных прав для использования в предпринимательской деятельности. В целом, это и есть суть франчайзинга. 

К тому же, для договора коммерческой концессии есть перечень обязательных положений, которые нужно отразить в документе. Это дает гарантию, что вы ничего не упустите.

Ну и главный плюс — в отличие от лицензионных договоров, у вас будет всего один договор на одного партнера. Это очень удобно, согласны?

Больше информации о структуре договоров, различиях, порядке подписания, продления и расторжения, регистрации в Роспатенте и т.д. вы можете узнать в этой статье

Итак, в этой статье вы узнали, как продать франшизу без товарного знака и как товарный знак влияет на безопасность всего бренда. Можно с уверенностью сказать, что товарный знак является неотъемлемой частью франчайзинга и зарегистрировать его — ваша первоочередная задача.


Остались вопросы?

franshiza-consultacia

Свяжитесь со мной, и я помогу разобраться в проблеме!
Для связи воспользуйтесь одним из следующих контактов:

+7 (950) 819-92-77

Написать в WhatsApp 

 


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *