Договор франчайзинга — что это, типичные ошибки

dogovor-franchajzinga-chto-eto

Договор франчайзинга — это документ, который регулирует взаимоотношения франчайзера и франчайзи. По нему владелец франшизы передает партнеру права на пользование объектами интеллектуальной собственности.

Однако, стоит отметить, что нет юридически утвержденных определений «договор франчайзинга» или «договор франшизы». Да, в разговоре эти понятия используют, но в документах так писать нельзя.

Если говорить юридическим языком, то взаимоотношения сторон по франшизе регулируют договор коммерческой концессии или лицензионный договор. Вот о них мы и поговорим.

В этой статье мы расскажем, от чего зависит вид договора, какие преимущества и недостатки у каждого из них и как избежать типичных ошибок.

Содержание:

Какие договоры можно использовать во франчайзинге?

Договор коммерческой концессии — основа франчайзинга

Лицензионный договор — преимущества и недостатки

Зачем регистрировать договор в Роспатенте?

7 типичных ошибок при заключении договора

Какие договоры можно использовать во франчайзинге

Отношения франчайзинга подразумевают несколько категорий договоров. Условно разделим договоры на основные и дополнительные.

Основные договоры — это документы, предметом которых являются классические взаимоотношения франчайзер-франчайзи. То есть когда мы говорим о том, что вы передаете все, что подпадает под обозначение «коммерческой тайны» — объекты интеллектуальной собственности, средства индивидуализации, право пользования товарным знаком и т.п.

Дополнительные договоры регулируют сопутствующие взаимоотношения. Чаще всего, это поставка товара, оборудования или расходных материалов франчайзером на партнерские точки.

Если с дополнительным договором все примерно понятно, то непосредственно про договор франшизы стоит поговорить подробнее.

Взаимоотношения сторон по франшизе могут регулировать:

  • договор коммерческой концессии (ДКК);
  • лицензионный договор.

У каждого из них есть свои особенности. Поговорим о каждом виде договора подробнее.

Договор коммерческой концессии — основа франчайзинга

Договор коммерческой концессии (ДКК) — это основной договор, регулирующий в РФ отношения сторон по франшизе.

При этом законодательно не закреплены такие определения, как «франшиза», «франчайзинг», «франчайзер», «франчайзи». Поэтому в договоре стороны будут именоваться иначе, а именно «Правообладатель» и «Пользователь».

Лучше всего заключать с франчайзи договор коммерческой концессии. Так вы максимально себя обезопасите, поскольку в суде именно ДКК признается наиболее приемлемым договором франчайзинга. Однако, заключить не всегда возможно.

По договору коммерческой концессии вы передаете комплекс исключительных прав. Сюда входят:

  • право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение;
  • право на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау и база знаний, которую нельзя найти в открытых источниках);
  • право товарный знак, знак обслуживания;
  • другие предусмотренные договором объекты исключительных прав.

При этом вы можете передать право на пользование товарным знаком только, если он зарегистрирован. Если у вас нет свидетельства о регистрации товарного знака, значит у вас самого нет на него прав. Соответственно, вы не можете передавать права на то, чего у вас нет. Поэтому договор коммерческой концессии в данном случае заключать нельзя.

franshiza-tovarny-znak

Что же делать в такой ситуации? В первую очередь, подавать документы на регистрацию товарного знака. Чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. 

Однако, процесс регистрации ТЗ может занять до 18 месяцев, это очень долго. Поэтому, пока вы не получили свидетельство о регистрации товарного знака, у вас есть другой вариант — заключить с франчайзи лицензионный договор. 

dogovor-franshiza-usluga

Лицензионный договор — преимущества и недостатки

Итак, ваш товарный знак еще в процессе регистрации, но остальная документация готова к передаче франчайзи и открытию первой франчайзинговой точки. В этой ситуации вы можете заключить лицензионный договор.

А точнее, несколько лицензионных договоров. Все дело в том, что в рамках лицензионного договора вы можете передать право на пользование только одним объектом интеллектуальной собственности.

То есть вам придется заключить с каждым франчайзи отдельный договор на каждый результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации.

К результатам интеллектуальной деятельности можно отнести:

  • коммерческое обозначение;
  • ноу-хау;
  • фирменное наименование;
  • и т.д.

Средство индивидуализации — по сути, это то, что отличает вас от конкурентов. Как правило, это фирменный стиль. Сюда входят логотип, брендбук и т.д. В лицензионном договоре это называется произведением дизайна. Стоит отметить, что при необходимости вы должны будете подтвердить, что это произведение дизайна принадлежит именно вам. Это можно сделать с помощью предоставления договора с дизайнером.

Итак, безусловно, заключение лицензионного договора является отличным промежуточным вариантом юридического подтверждения ваших с франчайзи взаимоотношений. Обе стороны сотрудничают в рамках закона, все довольны.

Но давайте поговорим о плюсах и минусах, с которыми вы можете столкнуться в рамках работы с лицензионным договором.

К одному из основных преимуществ можно отнести то, что лицензионный договор не нужно регистрировать в Роспатенте. Точнее, регистрации подлежит только лицензионный договор на передачу прав на пользование товарным знаком. А поскольку товарный знак у вас еще не зарегистрирован, то и договора такого нет. Вы передаете права на пользование средствами индивидуализации, не тратя деньги и время на регистрацию в Роспатенте.

Также важным плюсом является то, что вы юридически закрепили взаимоотношения между вами и франчайзи. Однако, отсюда следует и несколько минусов, а именно:

  • придется прописать лицензионный договор под каждый объект ИС — договоров получится много;
  • очень важно заключить все лицензионные договоры с франчайзи в один момент, иначе партнер может получить доступ к вашему ноу-хау, а договор на пользование средствами индивидуализации не подписать — в результате вы по неосмотрительности создадите себе конкурента с вашими знаниями;
  • каждый договор нужно очень тщательно перепроверить, ведь малейшая опечатка может привести к большим расходам.

Ну и последний момент — по лицензионному договору вы официально передаете партнерам права на пользование средствами индивидуализации. И здесь вы можете столкнуться с основной проблемой, про которую мы уже упоминали ранее, а именно — так называемая “кража” вашего товарного знака конкурентами. То есть вы можете передать вашим франчайзи права на пользование своей отличительной символикой, а в это же время конкуренты или недобросовестные франчайзи раньше вас зарегистрируют товарный знак. В результате вам придется менять фирменный стиль себе и партнерам, а это большие расходы и снижение доверия к вам как основателю франчайзинговой сети.

Чтобы наверняка снизить возможные риски, мы настоятельно рекомендуем как можно раньше подать документы на регистрацию товарного знака, а после получения свидетельства заключить со всеми франчайзи договор, официально подтверждающий передачу партнерам прав на пользование товарным знаком.

При этом вы можете выбрать сами — будет это еще один лицензионный договор в копилку остальных, либо вы заключите со всеми франчайзи по одному договору коммерческой концессии сразу на комплекс объектов интеллектуальной собственности. Конечно, во втором случае нужно будет прекратить с партнерами остальные лицензионные договоры, чтобы избежать дубликатов.

partner0franshiza

7 типичных ошибок при заключении договора

Для разработки договора мы рекомендуем нанять грамотного эксперта-юриста. Однако, не будет лишним проверить его работу на типичные ошибки в договоре франчайзинга. Вот основные из них:

  • Неправильный выбор договора. 

Очень серьезно отнеситесь к выбору договора. Особенно если у вас еще не зарегистрирован товарный знак.

  • Неверные юридические определения. 

Грамотный юрист вряд ли сделает такую ошибку, но тем не менее, перепроверить будет не лишним. Запомните, в лицензионном договоре стороны называются «Лицензиар» и «Лицензиат». А в договоре коммерческой концессии «Правообладатель» и «Пользователь» Ни в одном из договоров не должно быть слова «франшиза» и однокоренных ему слов.

  • Договор подписан только в электронном виде.

Если у вас нет оригинала договора в бумажном виде, суд может сказать, что договор не имеет юридической силы и признает его ничтожным. А значит ваши взаимоотношения с франчайзи будут недействительны, что может привести к неприятным последствиям.

  • Оплата сделки до заключения договора.

Некоторые потенциальные франчайзи хотят ознакомиться с компанией до заключения договора. Соответственно, если франчайзи проходит у вас обучение до заключения договора, он уже получает доступ к коммерческой тайне.

Иногда франчайзеры предлагают оплатить часть паушального взноса по договору и только после этого допускают франчайзи в компанию. Делается это для того, чтобы потенциальный партнер “не соскочил”, получив нужную ему информацию.

В целом, взять часть оплаты в данной ситуации — это правильно. Вот только все должно быть по закону. Поэтому лучше заключить с франчайзи договор о намерениях и в нем прописать, что партнер оплачивает часть паушального взноса, и намеревается в дальнейшем заключить договор франчайзинга.

  • Заставлять франчайзи покупать только у ваших поставщиков.

Заставить покупать у конкретных компаний вы не можете. Вы можете обосновать партнеру выгоду закупки у ваших проверенных поставщиков. Но он всегда может выбрать своих поставщиков по более приятным для него условиям. Конечно, предварительно он должен будет согласовать этих поставщиков с вами, чтобы не терялось качество продукции и оборудования.

  • Не определить закрепление территории.

Изначально подумайте, какой вариант будет наиболее рациональным — продавать в один город только одну франшизу или в каждом городе может быть несколько франчайзи и они смогут конкурировать без ущерба всей франчайзинговой сети.

  • Не указаны сроки договора.

Представим неприятную ситуацию, что с одним из франчайзи у вас отношения не сложились и вы хотите расторгнуть договор.

Так вот, если договор бессрочный, то уведомить о расторжении вы должны за 6 месяцев до завершения взаимоотношений сторон. Соответственно, вы направляете уведомление недобросовестному франчайзи, а он еще полгода может спокойно работать под вашим брендом.

Избежать этого можно, установив сроки договора. Например, вы можете определить срок действия договора в 1 год и в конце каждого года просто будете продлевать документ.

Это самые основные ошибки в договоре франчайзинга, очень внимательно отнеситесь к ним. 

Зачем регистрировать договор в Роспатенте?

dogovor-franchajzinga-registracia-rospatent

После того, как вы выбрали тип договора, разработали его и проверили, договор нужно будет зарегистрировать в Роспатенте.

Это нужно сделать, чтобы на всякий случай обезопасить себя.

Что может пойти не так?

Например, человек купил вашу франшизу, но не прилагает достаточно усилий для развития своей компании. Естественно, его финансовые ожидания не оправдаются. Как минимум, он будет получать меньший доход, как максимум — и вовсе понесет убытки.

Были случаи, когда такие «ленивые» франчайзи подавали в суд на франчайзера с жалобой на то, что франшиза не работоспособна. И требовали:

  • вернуть вложенные средства (инвестиции на открытие);
  • вернуть паушальный взнос;
  • вернуть уже уплаченные роялти;
  • получить деньги как моральную компенсацию.

Так вот, если ваш договор не зарегистрирован в Роспатенте, суд может признать его ничтожным, и обязать вас вернуть все эти деньги.

Как результат — у вас серьезные финансовые потери, а также падение репутации. Лучше изначально подготовить безопасную подушку на такие случаи и зарегистрировать договор в Роспатенте.

dogovor-franchajzinga

Если у вас возникнут вопросы по разработке договора франчайзинга, наши специалисты всегда готовы вам помочь. Вы можете написать свои вопросы нам на почту или позвонить по телефону.

manager-upakovka-franshizy


ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ — 500 РУБ. (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 ЧАС)

franshiza-consultacia

Задайте вопрос руководителю проектов компании Francher, и он свяжется с вами в ближайшее время, чтобы помочь!

Для этого заполните форму обратной связи или воспользуйтесь одним из следующих контактов:

E-mail: manager@francher.ru

Телефон: +7 (950) 819-92-77


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *