1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
obuchenie-partnerov-po-franshize

Обучение партнеров по франшизе — составляем план

Предоставить базу данных франчайзи — это еще не все. Необходимо рассказать партнеру, как пользоваться этой информацией. Для этого мы рекомендуем для всех партнеров по франшизе проводить обучение.

Кроме того, есть знания, которые невозможно или очень трудно изучить на бумаге. Иногда лучше один раз поговорить с экспертом, чем штудировать огромные собрания сочинений.

Именно об этом мы поговорим в данной статье. Мы расскажем, какие виды обучения вообще существуют и как они помогут вам и вашим партнерам.

Содержание:

Зачем обучать партнеров, если есть франчбук

Что входит в обучение по франшизе

Кто проходит обучение помимо франчайзи

Виды обучения франчайзи

Финансовые аспекты обучения

Зачем обучать партнеров, если есть франчбук

Начнем с вопроса, который возникает сам собой — «Зачем проводить обучение, если я уже передал все инструкции франчайзи? Чему мне его учить?»

Действительно, вы сформировали для партнеров пошаговый календарный план, передали франчбук с инструкциями (бизнес-процессами) — франчайзи вполне может самостоятельно пройти весь путь. 

К тому же, если у вас есть управляющая компания (мы очень надеемся, что есть), то партнер в любом случае получит поддержку на всех этапах сотрудничества.

Однако, есть навыки, которые невозможно или очень затруднительно получить из письменных источников. Основным таким навыком для франчайзи является умение быть предпринимателем и управлять собственным бизнесом. Это важная задача, которую вы должны воплотить в ходе обучения партнера.

Что мы имеем в виду под этим определением?

Бизнесмен — это в первую очередь стратег, человек, думающий вперед в сторону развития компании. Кроме того, владелец бизнеса должен четко понимать, какие задачи он может делегировать, как правильно расставить приоритеты в деятельности. Также, он должен замечать, какие факторы (региональные, поведенческие, сезонные и т.д.) влияют на развитие бизнеса конкретно в его городе и его компании, чтобы своевременно внести необходимые изменения и скорректировать план развития.

Всему этому он должен научиться у вас. Вы здесь выступаете в роли старшего брата, наставника, эксперта, которому франчайзи может довериться. Большинство известных людей в интервью или своих книгах говорят, что необходимо окружать себя полезными людьми, которые умнее и успешнее вас. Так вот, для франчайзи именно вы являетесь таким окружением.

Да, вы можете пренебречь личным обучением франчайзи. Но, в таком случае, вы рискуете получить в партнеры не бизнесмена, а исполнителя, который будет просто следовать прописанным инструкциям. Такой формат развития его компании по проверенной вами схеме будет успешным, но эффективным будет вряд ли. Для эффективного развития франчайзинговой сети вам нужны думающие партнеры, единомышленники.

Вы когда-нибудь смотрели интервью человека, который вас вдохновляет? После просмотра чувствовали невообразимый заряд энергии и желание незамедлительно действовать?

Так вот, для франчайзи вы тот самый вдохновляющий “человек из интервью”. Только с вами он может поговорить лично, может впитать этот запал энтузиазма. Вы для него человек, который уже достиг того, к чему сам франчайзи только стремится. Наверняка, ему будет интересно обсудить ваш путь к успеху, задать интересующие вопросы, увидеть вас в деле.

По нашему опыту, такое личное взаимодействие весьма эффективно отражается на работе, поэтому не стоит им пренебрегать.

Что входит в обучение по франшизе

obuchenie-partnerov-po-franshizeТеперь поговорим о том, что конкретно стоит включить в программу обучения франчайзи. 

В первую очередь, это история компании. И речь здесь не о том, в каком году открылась компания и какие документы вы подавали в налоговую. Нет, по большей части это будет художественный рассказ с добавлением в небольшом количестве статистических данных. Таким образом, партнеры смогут почувствовать себя частью этой истории, частью команды, которая идет по большому пути развития.

Также расскажите о себе, о становлении вас как бизнесмена. Что привело вас в эту нишу, с какими трудностями вы столкнулись, какие жизненные уроки получили. Так вы покажете франчайзи свою экспертность в нише и позволите понять, что вы такой же человек, как и все, который учится на своих ошибках и постоянно идет вперед.

Третья часть обучения — миссия компании и цели развития. Здесь уже нужно рассказать, что вы пытаетесь донести до клиента, на какие потребительские ценности делаете упор и куда все это идет.

Конечно, не обойтись без обучения конкретно ведению бизнеса. На этом этапе вы можете вкратце пройтись по всем бизнес-процессам, показать их работу на практике, чтобы франчайзи составил для себя определенную визуальную картинку, как все должно работать. При этом, когда вы будете знакомить партнера с отдельными направлениями деятельности, мы рекомендуем добавлять рассказы о реальных кейсах, с которыми вы столкнулись на практике. Они могут быть как положительными, так и негативными. Главное, что это ваш опыт и он будет полезен партнерам.

Кстати, не лишним опытом для франчайзи будет практическая отработка бизнес-процессов. Неважно, будут ли это ответы на звонки или обслуживание клиентов в качестве официанта, тут вы уже будете подбирать практику индивидуально для каждого франчайзи. Но, в любом случае, партнер лучше усвоит информацию, если непосредственно столкнется с ней и проработает. Это будет крайне полезно в будущем для всех франчайзи.

Что касается сроков обучения партнера, то решать вам. Вы можете бегло ознакомить франчайзи с компанией, а можете спланировать полноценное обучение на 7-10 и более дней.

Кто проходит обучение помимо франчайзи

obuchenie-partnerov-po-franshizeБезусловно, франчайзи — это не единственный человек, которому нужно обучение. Поскольку ваш партнер будет открывать новую компанию, то все сотрудники должны пройти, как минимум, вводный экскурс в должность, а как максимум — полноценный курс обучения или повышения квалификации. Поговорим об этом подробнее.

Можно разделить обучение ваших сотрудников на несколько направлений:

1. Обучение наравне с франчайзи. 

Сюда можно отнести руководящий персонал. Например, если ваш партнер решил не вести бизнес самостоятельно, а нанять управляющего, то последний должен пройти то же обучение, что и франчайзи. Возможно, даже больше. Ведь если партнер нанял управляющего, то самому партнеру не обязательно проходить практическую часть, а вот для управляющего это будет основа обучения.

2. Полноценный курс обучения или повышение квалификации. 

Рассмотрим некоторые случаи, когда используется такой формат обучения:

  • для работы необходим сертификат и у сотрудника его нет (а в остальном сотрудник вам подходит);
  • если мы говорим о потенциально опасных видах работ (например, промышленный альпинизм — тут, кстати, сертификат тоже пригодится);
  • вы используете уникальную систему производства (например, это касается всего общепита — в технологических картах будут описаны рецепты, но ничто не заменит личного обучения у шеф-повара);
  • ваш продукт не распространен на рынке (например, сейчас набирает обороты система установки элайнеров вместо брекетов, но немногие ортодонты имеют опыт работы с элайнерами);
  • и т.д.

Таким образом, вам нужно просмотреть список всех сотрудников и решить, кому из них нужно будет пройти полный курс обучения.

3. Вводный экскурс в должность и мини-обучение.

Вводное обучение — это краткое объяснение формата работы компании и непосредственно должностных обязанностей сотрудника. Но такой небольшой вводной беседы будет недостаточно. В любом случае, нужно провести мини-обучение и аттестацию.

Такой формат обучения распространен для администраторов, менеджеров по работе с клиентами, менеджеров по продажам. То есть для простых распространенных профессий, которые не требуют специфического обучения.

Проводить мини-обучение можно как раз таки по разработанным вами инструкциям, скриптам, правилам общения с клиентами и т.д. В конце обучения обязательно должна быть аттестация.

Виды обучения франчайзи

Мы уже обсудили, чему нужно обучать франчайзи и их сотрудников. Теперь поговорим о способах обучения. В целом, здесь используются стандартные способы, известные всем. Главное, правильно их выбрать.

1. Личное (очное) обучение в Головном офисе (городе франчайзера).

Данный формат обучения мы рекомендуем для:

  • франчайзи и/или управляющего (этот формат дает самую полную картину бизнеса);
  • сотрудников, которым сложно будет полноценно передать информацию письменно (например, повар в кафе/ресторане — чтобы достичь одинакового качества блюда по всей сети, лучше будет пройти практику под менторством шеф-повара Головной компании).

Почему мы говорим именно об обучении в городе франчайзера? Ведь вы можете приехать в гости к франчайзи и заодно посмотреть, как у него идут дела, в чем-то помочь. Здесь все просто — ваш Головной офис уже работает на потоке, имеет свою атмосферу и отлаженную систему. Поэтому будет легче показать все франчайзи в вашем городе.

2. Очное обучение в городе франчайзи.

Здесь мы говорим об обучении простом, то есть ознакомлении с должностными инструкциями и введении в должность. Это обучение будет проводить непосредственно франчайзи для своих подчиненных. 

3. Обучение на специализированных оффлайн-курсах.

Это формат обучения как раз для сотрудников, которым нужно получить сертификаты о повышении квалификации. Такое обучение проводят специализированные центры, имеющие лицензию. Вы можете выбрать конкретный центр, где будут проходить обучение сотрудники всей франчайзинговой сети, либо позволить франчайзи найти центр поблизости к своему городу. Однако, во втором случае, обязательно проверяйте выбранную партнером компанию и дайте свое согласование.

4. Онлайн-обучение.

Пожалуй, самая обширная категория. Что сюда входит:

Вид обучения Для кого? Кто проводит
Skype
  • Для франчайзи, которые находятся далеко от вашего города и обучение в Головном офисе получается слишком дорогим (с учетом дороги, проживания и питания).
  • Для сотрудников франчайзи по вашему усмотрению. Например, начальник отдела продаж франчайзера может проводить лекции или аттестации для продажников франчайзи.
Франчайзер и его специалисты
Онлайн-платформы с обучающими курсами Для всех (франчайзи и его сотрудников) в зависимости от специализации и необходимости обучения Кураторы онлайн-платформы
Онлайн-платформа от франчайзера Для всех. Бывают случаи, когда франчайзер разрабатывает собственную платформу для обучения. Это проще, но дороже. Франчайзер и его специалисты

Финансовые аспекты обучения

Говоря о форматах обучения, нельзя обойти их финансовую сторону. 

Как правило, самым дорогостоящим обучением становится очное обучение в Головной компании, поскольку оно включает в себя транспортные расходы, проживание и питание. Но данный формат также и самый эффективный, поэтому не стоит им пренебрегать. Конечно, если франчайзи находится очень далеко от вашего города, вы можете договориться об онлайн-обучении. Но это в крайнем случае.

Теперь о том, кто же оплачивает обучение. Вариантов несколько:

  • стоимость обучения входит в паушальный взнос, включая все расходы;
  • стоимость обучения входит в паушальный взнос, но не включает иные расходы (транспорт, проживание, питание);
  • франчайзи все оплачивает сам.

Это самые популярные варианты, но не единственные. Например, вы можете включить стоимость обучения в паушальный взнос, но установить определенный лимит. То есть, частичное покрытие расходов.

Вообще, вариантов множество, и вы можете комбинировать их, как вам будет удобнее. Главное, помните, что это не должно негативно сказываться на привлекательности вашей франшизы. 

Например, вы решили включить все расходы на обучение в паушальный взнос. Естественно, паушальный взнос увеличился. Если при этом он стал больше, чем у конкурентов, привлекательность вашей франшизы сразу снижается. Вы можете обыграть это при маркетинге франшизы, когда направо и налево будете говорить о включении стоимости обучения в паушалку. Но, по правде говоря, потенциальные франчайзи вряд ли поймут ценность такого поступка на этапе выбора франшизы.

А вот если вы установите примерно такой же паушальный взнос, как у конкурентов, а уже потом, в ходе переговоров, используйте частичную оплату обучения как “якорь” для привлечения франчайзи, и объясните всю ценность обучения, партнер будет видеть в этом дополнительный плюс и ваша франшиза выиграет на фоне конкурентов. Причем, в этом случае вы можете разбить по частям и заложить ваши расходы на компенсацию обучения в паушалку и будущие роялти таким образом, вы ничего не потеряете. 

В заключение этой статьи скажем, что ни в коем случае не стоит ограничиваться только вводным обучением. Устраивайте для франчайзи конференции, съезды, брифинги — мероприятия, на которых вы сможете рассказать что-то новое из сферы деятельности, а партнеры смогут поделиться своими наблюдениями и полученными знаниями. Такие мероприятия крайне полезны как для развития франчайзинговой сети, так и для сплочения вашей команды.

Ну и, конечно, сотрудники всей франчайзинговой сети должны регулярно изучать новую информацию, повышать квалификацию. Вы и ваши партнеры можете использовать периодические аттестации, чтение лекций приглашенными экспертами, покупку онлайн-курсов и т.д. Формат обучения не важен, главное, насколько ценную информацию получат сотрудники и как они смогут внедрить ее в работу.

Запомните! Обучение по франшизе — одна из важнейших сторон развития бизнеса. Используйте это обязательно.


Остались вопросы?

franshiza-consultacia

Свяжитесь со мной, и я помогу разобраться в проблеме!
Для связи воспользуйтесь одним из следующих контактов:

+7 (950) 819-92-77

Написать в WhatsApp 

 


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *