Итак, у вас уже есть представление о том, что такое франшиза и как она работает. Вы понимаете, что франчайзинг подходит вам как инструмент масштабирования бизнеса.
Однако, франшиза, как и другие инструменты развития бренда, имеет свои плюсы и минусы. Крайне важно знать положительные и отрицательные стороны франчайзинга, чтобы грамотно выстроить план действий и учесть возможные нюансы.
Именно об этом мы и поговорим в данной статье.
Содержание:
Положительные стороны франшизы для франчайзера
Риски и недостатки франшизы для франчайзера
Преимущества франшизы для франчайзи и как их выгодно использовать
Недостатки франшизы для франчайзи и как их нейтрализовать
Топ 5 советов начинающим франчайзерам
Положительные стороны франшизы для франчайзера
Для начала поговорим о плюсах и минусах франшизы, которые относятся непосредственно к вам как к владельцу бренда.
К основным плюсам масштабирования бизнеса с помощью франшизы можно отнести:
1. Финансы.
Во-первых, вам не нужно вкладывать свои средства в открытие филиала.
Во-вторых, открытие новой точки подразумевает дополнительные вложения в период окупаемости. При запуске точки по франшизе вы также избежите данной категории расходов.
В-третьих, франчайзи ежемесячно (ежеквартально) будет приносить вам дополнительный доход в виде роялти и/или оплаты за продукцию/расходные материалы.
2. Инновации.
Активные франчайзи могут предложить перспективные и интересные идеи, маркетинговые решения, которые в дальнейшем будет возможно применить для всей сети компаний.
3. Заинтересованный в успешности предприятия партнер.
Как мы уже говорили ранее, у наемного управляющего (если говорить об открытии собственных филиалов) интерес развивать бизнес и увеличивать прибыль компании гораздо меньше, чем у предпринимателя, который вкладывает свои средства в бизнес. Франчайзи всегда будет действовать более активно и вовлеченно, поскольку он является владельцем своего бизнеса.
4. Быстрое укрепление позиций на рынке.
При всех стараниях, у вас не получится открывать филиалы с той же скоростью, что франчайзинговые точки. Пока один предприниматель открывает филиал, другой предприниматель может взаимодействовать одновременно с пятью франчайзи в разных городах. Безусловно, сеть второго закрепится на рынке быстрее.
Риски и недостатки франшизы для франчайзера
Как и любое новое направление бизнеса, франшиза имеет свои риски и недостатки. Их не нужно бояться или избегать. На самом деле, большинство рисков и недостатков можно предвидеть и минимизировать.
Рассмотрим основные минусы, с которыми вы можете столкнуться в ходе осуществления франчайзинговой деятельности:
1. Недобросовестный партнер.
Никто из нас не может предугадать действия другого человека в будущем. Поэтому крайне важно подготовить фундамент, который сможет вас спасти в случае, если один из франчайзи решит поступить не совсем честно.
Например, если партнер не приложил должных усилий в развитие своей компании и, конечно, получил не тот финансовый результат, на который рассчитывал. Он может начать винить вас в своих результатах и даже подать иск в суд с требованием вернуть вложенные им инвестиции. Выход из данной ситуации — заранее грамотно пропишите договор франшизы.
Другой случай, когда франчайзи получил вашу базу знаний и не хочет платить вам роялти. Так, он может потребовать разорвать договор, а сам откроет идентичную компанию от своего имени. Чтобы предотвратить такую ситуацию, важно иметь “якорь”, который будет удерживать ваших партнеров. Самый лучший вариант — это полноценная поддержка франчайзи, где все партнеры будут понимать ценность оплаты вам роялти и не захотят покидать вашу франчайзинговую сеть.
Еще один случай, с которым может столкнуться неопытный франчайзер — кража бренда. Здесь мы говорим о том, что недобросовестный партнер может выйти из франчайзинговой сети и зарегистрировать ваш товарный знак на свое имя. В этом случае вам придется потратить большую сумму на разработку новой отличительной символики вашего бренда и изменить всю брендированную символику оставшимся франчайзи за свой счет. К тому же, новый бренд может ввести в замешательство клиентов и вы рискуете потерять часть клиентской базы. Чтобы избежать всех этих неприятностей, крайне важно зарегистрировать товарный знак.
2. Финансовые траты.
Да, финансы являются как преимуществом, так и недостатком. О преимуществах мы уже поговорили выше. А что насчет минусов?
К финансовым затратам относятся вложения на создание франшизы и ее дальнейшее развитие.
В эти затраты входит:
- выявление и устранение проблем в текущей бизнес-модели компании;
- создание четких стандартов и регламентов для осуществления бизнес-процессов компании;
- составление грамотного договора;
- регистрация товарного знака;
- создание отдела по работе с партнерами по франчайзинговой сети или выделение нескольких специалистов, которые будут заниматься сопровождением франчайзи;
- создание лендинга под франшизу;
- создание презентации под франшизу;
- настройка рекламной кампании для франшизы;
- рекламный бюджет на привлечение франчайзи.
Зачастую у владельца бизнеса нет времени и/или достаточных знаний и понимания, как это сделать, поэтому он предпочитает обратиться к [urlspan]специалистам[/urlspan], которые занимаются упаковкой франшиз.
Но, не стоит унывать, поскольку здесь, в отличии от создания сети собственных филиалов, вы серьезно вкладываетесь один раз: на этапе создания и запуска первых представительств.
Преимущества франшизы для франчайзи и как их выгодно использовать
Когда потенциальный партнер выбирает франшизу, он тоже оценивает плюсы и минусы. Давайте рассмотрим преимущества франшизы для франчайзи и как вы можете использовать это себе в плюс.
1. Не нужно изобретать велосипед.
Обращаясь к франшизе, новый бизнесмен (франчайзи) покупает, по сути, готовый бизнес. Он может не бояться сделать что-то не так, потому что вы, как опытный учитель, проведете его за руку по всем этапам запуска бизнеса.
Что здесь делать — показать франчайзи, что вы знаете свое дело, ваши бизнес-процессы четко отработаны и эффективны. Необходимо убедить потенциального партнера, что вы эксперт в своей нише и партнеру с вами не о чем будет переживать.
2. Уверенность в том, что бизнес будет экономически эффективен.
В первую очередь, начинающие бизнесмены переживают по поводу того, что их бизнес не будет приносить достаточно прибыли. Да и сколько вообще прибыли ожидать? А какие будут расходы? Все это незнание пугает людей, они хотят хотя бы примерно понимать, на какой доход в месяц они могут рассчитывать.
Что здесь делать — составить грамотный финансовый план, в котором вы сможете показать потенциальному франчайзи примерные реальные доходы, расходы и прибыль компании. Причем финансовый план должен быть не замудренным, а достаточно простым, чтобы любой человек смог понять, что там написано.
3. Получение дополнительных бонусов и поддержки.
Франчайзи не хотят делать много, они хотят быть сосредоточены на самой сути бизнеса. Поэтому, чем больше обязанностей вы возьмете на себя и чем больше предоставите каких-то бонусов, тем привлекательнее будет ваша франшиза.
Что здесь делать — составить четкий подробный грамотный план поддержки партнеров. Сюда будут входить все обязанности, которые вы берете на себя.
В целом, франчайзи уже понимают, какие преимущества им дает франшиза. Ваша задача показать потенциальным партнерам, что в совокупности вы по всем этим показателям лучшие в своей нише.
Недостатки франшизы для франчайзи и как их нейтрализовать
Помимо преимуществ франчайзи видит также и недостатки участия во франшизе. Здесь следует грамотно минимизировать эти недостатки в глазах потенциального франчайзи. Давайте на примере рассмотрим, как это сделать.
1. Нужно постоянно платить деньги.
Многие франчайзи готовы смириться с паушальным взносом, потому что для них это логичный платеж — покупка бизнеса. А вот роялти многим не нравится. Они думают, что роялти — это просто регулярное отчисление за пользование вашим брендом.
Что здесь делать — донести до потенциального партнера, что в роялти включаются расходы на поддержку самого франчайзи. А также донести необходимость и полезность этой самой поддержки.
2. Нужно кому-то отчитываться.
Здесь включается “Я — бизнесмен, а не офисный клерк. Почему я должен направлять кому-то какие-то бумажки о своей работе и оправдываться?”
Что здесь делать — донести до потенциального партнера, что отчетность — это не просто ваша прихоть. Объяснить, что по отчетам вы сможете провести анализ деятельности партнера и помочь ему улучшить результаты, получать больше прибыли.
Исходя из этого, можно сказать, что главная задача — разъяснить потенциальному франчайзи, что сотрудничество с вами — это взаимовыгодные отношения.
ТОП-5 советов для франчайзера
Исходя из рассмотренных плюсов и минусов франшизы, можно сделать несколько выводов о том, как использовать преимущества франшизы в свою пользу, а также как минимизировать риски и нейтрализовать недостатки франшизы.
Мы собрали ТОП-5 советов для организации работы по направлению франчайзинга с учетом преимуществ и недостатков франчайзинга. Предлагаем вам с ними ознакомиться.
Совет 1. Создайте действительно качественный продукт.
Уделите время описанию бизнес-процессов и обязанностей сторон. В дальнейшем это поможет вам сэкономить время на объяснении различных задач. А франчайзи будет всегда иметь под рукой готовый план действия. К тому же, подробные и грамотно описанные бизнес-процессы снижают риски ошибок партнеров в ходе деятельности. Это значит, что развитие компании франчайзи и получение прибыли будет идти по запланированной программе. Соответственно, финансовые ожидания обеих сторон будут оправданы.
Совет 2. Уделите особое внимание правовым вопросам.
Вы должны быть готовы к любым непредвиденным ситуациям. Поэтому крайне важно обезопасить себя, свою компанию, бренд и финансы. Для этого следует выбрать грамотного юриста, который имеет большой опыт работы с франчайзингом и является экспертом в этой нише.
Совет 3. Разработайте эффективную программу поддержки и сопровождения партнеров.
В первую очередь, необходимо донести до партнеров необходимость и ценность данной поддержки. И, конечно, поддержка должна реально существовать.
Поддерживайте франчайзи на всех этапах развития представительства компании, открытой по вашей франшизе. Это поможет не только развитии бизнеса, но и при формировании положительной репутации франчайзера. Потенциальные франчайзи могут пообщаться с действующими и узнать, как складываются отношения в сети.
Совет 4. Будьте открыты к предложениям и идеям от франчайзи.
Иногда новый взгляд на устоявшиеся вещи приводит к качественным улучшениям. Поэтому обязательно слушайте ваших партнеров. Возможно, они подскажут вам идею для повышения эффективности работы всей франчайзинговой сети.
Совет 5. Уделяйте достаточно внимания и времени выбору партнеров.
Выбирая партнера, стоит понимать, что он будет владельцем своего бизнеса. Соответственно, в нем должны быть задатки предпринимателя, стремление и энтузиазм развивать компанию. Это важно, поскольку многие начинающие бизнесмены идут за франшизой, потому что считают ее “волшебной таблеткой”, которую выпил — и ничего больше делать не надо. Постарайтесь сразу объяснить потенциальному партнеру, какие обязанности на него возлагаются, и проследите за реакцией. Франчайзи должен быть ответственным, самостоятельным и разделять ценности вашей компании. И будет нормально, если кому-то вы откажете в продаже франшизы. Главное — не количество партнеров, а их качество.
Итак, мы надеемся, что теперь вам стало понятнее, какие есть плюсы и минусы франшизы. Главное, не просто изучить их, а научиться с ними работать — использовать преимущества в свою пользу, а недостатки и риски сводить к минимуму.
Остались вопросы?
Свяжитесь со мной, и я помогу разобраться в проблеме!
Для связи воспользуйтесь одним из следующих контактов: