Франчайзер и франчайзи — в чем отличия?

franchajzer-i-franchajzi-kto-eto

По данным Международной ассоциации франчайзинга, по состоянию на 2020 год в мире существует 16,5 тысяч франчайзеров и более 1,2 миллиона франчайзи. Звучит здорово, но непонятно, согласитесь? Поэтому в этой статье мы подробно разберем, кто есть кто и что на самом деле показывают эти цифры.

Содержание:

Франчайзер и франчайзи — две стороны одной медали

Юридических терминов “франчайзи” и “франчайзер” не существует

Права и обязанности франчайзера и франчайзи

Как стать хорошим франчайзером?

Как стать хорошим франчайзи?

Франчайзер и франчайзи — две стороны одной медали

Давайте разбираться сразу на примере.

Допустим, в городе Н. есть цветочный магазин под названием «Василек». Бизнес успешно работает, и в определенный момент владелец цветочной лавки решил, что нужно развиваться дальше. Он рассмотрел несколько вариантов масштабирования бизнеса и принял решение создать франшизу.

Владелец магазина терпеливо прошел все стадии от описания бизнес-процессов и регистрации товарного знака до выпуска своей франшизы на рынок. И вот появился первый желающий открыть магазин «Василек» в соседнем городе. 

Двое этих людей обсудили условия сотрудничества, и подписали договор. После этого один из них становится франчайзером, а второй — франчайзи.

Франчайзер — это владелец первого цветочного магазина, его основатель.

Франчайзи — это партнер из другого города, который присоединяется к франчайзинговой сети и осуществляет деятельность под брендом “Василек” и чутким присмотром франчайзера.

А теперь вернемся к статистике. Получается, что в России есть 16,5 тысяч вот таких вот владельцев компаний типа «Василек». Какие-то из них являются очень крупными представителями рынка (например, Додо Пицца), а есть небольшие компании (как в примере).

Так вот, эти компании-франчайзеры помогли начать свой бизнес больше, чем миллиону людей. И это еще не все.

Общий объем продаж франчайзинговых сетей составляет почти 1,5 триллиона долларов в год! Эти компании обеспечивают 12 миллионов рабочих мест! Франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП страны.

Согласитесь, цифры впечатляют. То есть такой формат отношений, как передача опыта действующей компанией начинающему бизнесмену показала себя отлично. При этом выгоду получают обе стороны. Подробнее о выгодах и недостатках франшизы мы писали здесь.

Юридических терминов “франчайзи” и “франчайзер” не существует

Да, это правда. Так получается, что определения «франшиза», «франчайзинг», «франчайзи» и «франчайзер» пришли к нам из-за рубежа. А в России юридически эти термины не закреплены. То есть, их можно употреблять в речи, но не на официальных бумагах.

Поэтому не стоит пугаться других определений. В зависимости от договора, франчайзер и франчайзи могут называться по-другому. При этом к сторонам будут применяться все правила франчайзинга.

franchajzer-i-franchajzi-kto-eto

Права и обязанности франчайзера и франчайзи

Подписание любого договора влечет за собой возникновение прав и обязанностей для каждой стороны. Так, основными обязанностями франчайзера выступают:

  • предоставление франчайзи сведений, составляющих ноу-хау (стандарты работы, бизнес-процессы, технологии, рецепты и т. д.);
  • обеспечить франчайзи содействие на этапе открытия компании и поддержку в дальнейшем;
  • оказывать максимальное содействие франчайзи в вопросах повышения качества оказываемых услуг, в вопросах увеличения выручки и минимизации расходов, всеми, не запрещенными действующим законодательством, способами.

Наравне с обязанностями франчайзер получает право:

  • не передавать информацию по франшизе до того, пока франчайзи не оплатил паушальный взнос;
  • осуществлять постоянный контроль за соблюдением франчайзи стандартов компании;
  • требовать от франчайзи обязательного использования CRM-системы, полного и достоверного отражения сведений о количестве и стоимости оказанных услуг и иные сведения, внесение которых является необходимым для ее использования;
  • требовать от франчайзи соблюдения обязательных рекомендаций по вопросам рекламного и маркетингового продвижения оказываемых услуг.

Что, в свою очередь, обязан делать франчайзи после подписания договора:

  • строго соблюдать стандарты качества, установленные франчайзером, а при выявлении нарушений принимать незамедлительные меры по устранению выявленных недостатков;
  • предоставлять франчайзеру (управляющей компании) всю информацию, необходимую для осуществления контроля качества услуг, оказываемых франчайзи;

К правам франчайзи можно отнести постоянную возможность получить помощь. Франчайзи в любое время может обратиться к франчайзеру по вопросам, связанным с ведением и развитием бизнеса по франшизе, а также предложить свои идеи, направленные на повышение эффективности работы.

Как стать хорошим франчайзером?

Бывают предприниматели, которые видят в создании франшизы только возможную прибыль от ее продажи. Такие бизнесмены не замечают, что франшиза — это нечто большее, чем просто передача инструкций по открытию бизнеса.

Хороший франчайзер понимает, что создание успешной франшизы — это долговременная перспектива развития. 

Сам франчайзер при этом больше, чем просто продавец. Он, своего рода, наставник, помощник для франчайзи. Хороший франчайзер всегда помогает развиваться своим франчайзи, так как от этого зависит не только дополнительный доход в виде роялти, но и репутация бренда в целом, развитие франчайзинговой сети.

franchajzer-i-franchajzi-kto-eto

Как стать хорошим франчайзи?

С другой стороны, важно быть хорошим франчайзи. Что это значит? Это значит, что нельзя воспринимать франшизу как должное. Да, франчайзи получает инструкции по ведению бизнеса, но все это не будет работать само по себе.

Есть много примеров, когда франчайзи действует неверно, а потом обвиняет франчайзера в плохой франшизе. К самым популярным ошибкам франчайзи относятся:

  • Не прикладывать должных усилий. Некоторые франчайзи просто выполняют то, что написано в инструкциях. Они не думают, что в их городе, возможно, что-то следует скорректировать. Однако, всегда франчайзи гораздо лучше знает свой город, свою аудиторию, их пожелания и т.д. И лучшим вариантом здесь будет подходить к развитию своего бизнеса с умом. То есть нужно изучать инструкции от франчайзера, обдумывать как это сработает в родном городе и обсудить свои мысли с франчайзером. Возможно, франчайзер предложит внести какие-то изменения. Поэтому нельзя просто следовать написанному во франчбуке, нужно делиться своими мыслями с франчайзером.
  • Игнорировать инструкции. Это ошибка является зеркальным отражением предыдущей. Здесь франчайзи, наоборот, вносит слишком много корректировок. При этом, он не обсуждает их с франчайзером. Например, если во франчбуке четко написано “сначала оказывайте одну услугу, и вводите остальные постепенно по мере развития” — нужно делать именно так. Потому что такой подход обоснован и проверен франчайзером на практике, он экономически эффективен. Если же франчайзи считает, что по какой-то причине нужно действовать иначе, то он должен предоставить франчайзеру обоснованное предложение о внесении корректировок в программу развития франшизы в его городе.

franchajzer-i-franchajzi-kto-eto

Мы надеемся, что теперь вам стало понятнее, кто такие франчайзер и франчайзи, какие роли они играют во франшизе. Рекомендуем ознакомиться с остальными статьями на сайте, в них вы найдете много познавательной информации. Если же вы приняли решение об упаковке франшизы, просто свяжитесь с нашим руководителем проектов (контакты ниже).


ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ — 500 РУБ. (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 1 ЧАС)

franshiza-consultacia

Задайте вопрос руководителю проектов компании Francher, и он свяжется с вами в ближайшее время, чтобы помочь!

Для этого заполните форму обратной связи или воспользуйтесь одним из следующих контактов:

E-mail: manager@francher.ru

Телефон: +7 (950) 819-92-77


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (8 оценок, среднее: 4,88 из 5)
Загрузка...

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *